Знакомая незнакомка
Чего-то у нас, человеков, с природой не заладилось. То экологию мы на корню загубили, то мы дырки в атмосфере продырявили, реки-моря травим почем зря. До того дошло, что, как пел поэт: "кстати навесили Правде чужие дела" – ученые под шумок пишут, что и мамонтов тоже мы извели.
Ладно, не без греха, конечно. И все-таки давайте разберемся в сути дела. А каббала нам поможет. Итак, в чем же мы все, человек в его развитии, каждый из нас, может войти в конфликт с природой? Ведь природа – это все сущее, весь мир в его многообразии и всем известно со школьной скамьи, что подчиняется она неизменным законам. Как же мы, часть природы, способны нарушить их?
Знакомство с основами каббалы открывает следующую картину. Суть природы – это тот внутренний принцип, благодаря которому сосуществуют и взаимодействуют в ней все составляющие в любой из ее частей. Принцип единства в совокупности элементов, обратно пропорциональный самодостаточности каждого из них, при котором каждый из элементов существует только ради жизни целого, системы, и есть суть природы. Существование отдельного объекта, «объекта в себе» есть, как известно, искусственный артефакт.
Проявление этой сути природы, как ее основного закона, в человеке, мы называем альтруизмом. Поэтому и наиболее общий принцип природы можно и нужно назвать законом альтруизма, он - основа существования любого тела, без «альтруизма» его частей, клеток, элементов оно обречено. Как основной закон, определяющий взаимодействие всех элементов систем, закон единства, альтруизма приводит в действие все актуальные для каждой из систем законы природы.
Мы знаем, что природа – это не просто свод законов, не механическое соединение отдельных частей. Путь, проделанный наукой за сотни лет, дает возможность увидеть мир как одно общее, целое, состоящее из противоположностей. Совершенство природы – в единстве ее элементов. Достигается это только таким сосуществованием этих элементов, когда каждый из них работает ради жизни всей системы.
То есть было бы ошибкой видеть их соединение как просто «мирное сосуществование» различных элементов и систем. Полная, абсолютная самоотдача любого элемента – это главное условие любой природной системы.
Когда в свое время был изобретен термин «альтруизм», долгое время он представлялся лишь морально-этическим принципом, необходимым в человеческом общежитии. Спустя десятилетия термин этот стал применяться в других науках. Его значение расширилось, им стали обозначать взаимосвязи и закономерности во многих частях живой природы. Ученые применяли это слово в переносном смысле, мешала его привычная привязка к человеку, к изначальному этическому содержанию термина. Тем не менее становилось все более понятно, что сам принцип самоотдачи каждой части и жизни ее ради других, ради общего целого, свойствен всей природе – как живой так и неживой.
А теперь о нас. Знаем ли мы, что альтруизм – это основной принцип природы и ее требование ко всему сущему, то есть, в том числе, и к нам? Нет, конечно, откуда нам знать, кто нас этому учил? Да и все как-то недосуг нам, человекам, было в это вникать. Поэтому и вывод напрашивается: если не знаем, и не слышим этого требования природы, если все устои нашего поведения, устои общества основаны на противоположном принципе, на эгоизме – с чего бы тогда нам на зеркало пенять? И себя самих и общество наше и природу мы юзаем ради целей временных, точечных, эгоистичных.
Открывалось это людям постепенно. Но надеяться, что суть дела когда-то полностью откроется нам без каббалы – бесполезно. Потому что из всех наук только она этим, то есть изучением закона единства всего сущего, со дня своего появления и занимается.
И чтобы не возникало возражений о том, что каббала, мол высшими мирами занимается, а не какой-то там природой, приведу короткое и емкое утверждение Й.Л.Ашлага из его статьи "Мир":
«И для того, чтобы не понадобилось в дальнейшем пользоваться этими двумя названиями: природа и Управляющий ею, - так как, как я уже доказал, нет никакого различия в выполнении их законов, то нам лучше прийти к более глубокому сопоставлению и принять мнение каббалистов о том, что числовое выражение слов «природа» и «Элоким» (одно из имен Творца) одинаково. И тогда законы Творца можно назвать заповедями природы, и наоборот, так как это одно и то же. И незачем больше пустословить».
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница